|
|
Как выбрать энергоаудитора?Проблема выбора энергоаудитораПроблема выбора энергоаудитора - одна из ключевых проблем, стоящих ныне перед организациями, которые должны (в соответствии с действующим законодательством) или желают по собственной инициативе провести энергетическое обследование. О сновными критериями, влияющими на выбор энергоаудитора, для большинства потребителей ТЭР являются:
Определение стоимости работ по энергетическому обследованию является одним из ключевых моментов (и даже определяющим) для подавляющего большинства потенциальных заказчиков при выборе партнёра для проведения работ по энергосбережению. Несмотря на это, алгоритм определения стоимости энергетического обследования в настоящее время не регламентируется нормативными документами. Сложившаяся ситуация открывает широкий простор для творческой деятельности субъектов рынка энергоаудиторских услуг. В настоящее время на практике в основном применяются три подхода к калькуляции себестоимости работ по энергетическим обследованиям:
Наиболее обоснованным представляется первый вариант как основанный на объективных данных о состоянии энергетического хозяйства, подлежащего обследованию. В данном варианте стоимость работ определяется отдельно по промышленным и жилищно-коммунальным объектам путём перевода базовой стоимости работ, определённой на основании нормативных документов, в текущие цены посредством индексных показателей, определяемых органами ценообразования в строительстве в субъектах Российской Федерации. Данный подход нашёл своё отражение в следующих документах, предложенных для практического применения:
Однако в качестве нормативной базы для обоснования стоимости обследования авторам пришлось использовать морально устаревшие документы, не учитывающие ни реалии сегодняшнего дня (необходимость разработки энергетического паспорта, согласования договорной и отчётной документации в СРО), ни особенности конкретного обследования (наличие актуальной исходной информации, выбранный методический подход, степень участия Заказчика в выполнении работы):
К тому же, применение указанных Прейскурантов при калькуляции работ не является правомерным для бюджетных организаций, а использование повышающих коэффициентов порой приводит к достаточно высокой стоимости договора, которая не принимается руководством обследуемого предприятия. В случае определения стоимости работ по энергетическому обследованию исходя только из величины затрат организации на ТЭР, вопросы ценообразования увязываются лишь с масштабами энергохозяйства, что представляется малообоснованным. Впрочем, у данного подхода имеется и положительная сторона – его применение существенно облегчает процесс калькулирования себестоимости энергоаудита по сравнению с первым подходом. Обычно принимается, что в данном случае стоимость энергоаудита составляет 1,5-5,0% от годовых затрат на топливо- и энергообеспечение. Сравнительные результаты использования различных методов определения стоимости работ по энергоаудиту приведены в таблице 1. Учитывая, что у каждого из предлагаемых вариантов имеются как несомненные достоинства, так и существенные недостатки, на практике в большинстве случаев для обоснования стоимости работ приходится применять комбинированный метод. В качестве выхода из создавшегося положения высказываются предложения по легализации установления стоимости энергоаудита с использованием рыночных механизмов. Однако излишнее упование на конкурсные механизмы в данном случае явно неуместно - абсурдно низкая цена является предвестником неудовлетворительного качества работ, формального подхода к проведению обследования, и, как следствие, не обеспечения целей, обозначенных в ФЗ №261-ФЗ и желательных для потенциального Заказчика. Резюмируя, приходится констатировать следующее: 1. Каким бы способом не производилось определение стоимости работ по энергетическим обследованиям, данное мероприятие не может быть отнесено к категории «малозатратных». При этом к энергоаудиту необходимо подходить, как к элементу системы управления снижением издержек организации, оказывающему определяющее влияние на результативность её деятельности по снижению или стабилизации энергоёмкости продукции (оказываемых услуг). 2. Отсутствие финансовых ориентиров, регламентирующих деятельность по энергоаудиту, в значительной степени провоцирует Заказчиков на выбор формального подхода к выполнению требований ФЗ №261-ФЗ, что не способствует повышению энергоэффективности производства, а в конечном итоге – его конкурентоспособности. 3. Стоимость энергоаудита должна устроить как Заказчика, так и Исполнителя. Причём (что особенно важно для дальнейшего продвижения по пути энергосбережения) уверенность в правильности определения стоимости работ по энергетическому обследованию должна сохраниться у Заказчика и после завершения работы. 4. В условиях отсутствия действующих и действенных регламентов ценообразования в сфере энергоаудита, проблему согласования стоимости энергетического обследования, обеспечивающую необходимое качество работы и удовлетворяющую все заинтересованные стороны (Заказчик, Исполнитель, СРО), приходится решать индивидуально в каждом конкретном случае. Сравнительные результаты расчёта стоимости энергоаудита промышленных котельных ГУП ЖКХ ЯО «Яркоммунсервис» 1)1) Источник: Бухмиров В.В., Костерин А.Ю., Пуганова К.П., Солнышкова Ю.С. Совершенствование методики оценки стоимости энергетического обследования промышленных котельных. Иваново: «Вестник Ивановского государственного энергетического университета», вып.2, 2008г. 2) в качестве исходных данных использованы технико-экономические показатели основного и вспомогательного оборудования, геометрические параметры зданий и сооружений обследуемого объекта; 3) стоимость установлена в размере 1,5-2,5% от годовых затрат на ТЭР Литература
Требования ФЗ №261-ФЗ к энергоаудитору ограничиваются:
Следует признать, что, основываясь только на данных требованиях, практически невозможно разобраться, кто из потенциальных энергоаудиторов предоставляет действительно качественные услуги. К тому же, установленные сроки проведения «обязательного» энергетического обследования (до 31.12.2012г.) и, как следствие, вынужденная оперативность формирования СРО, не добавляет уверенности потенциальным Заказчикам в возможности обеспечения качественного, неформального надзора за деятельностью по энергетическим обследованиям как со стороны самих СРО, так и Министерства энергетики РФ. - методики проведения энергоаудита Последовательность работ по энергоаудиту выполняется по универсальному алгоритму, а содержание отдельных его этапов не зависит от специфики предприятия, позволяя подключать конкретных специалистов-аудиторов на определенных (унифицированных) этапах работы. Многочисленные дебаты о необходимости разработки методик энергетического обследования для каждого вида предприятия или производства не имеют под собой сколько-нибудь серьёзный практический интерес. Естественно, методика проведения энергоаудита может совершенствоваться и дополняться, но стратегический подход при этом не претерпит существенного изменения. Проблема состоит только в выборе методики обследования конкретного энергетического комплекса и оборудования. Однако и здесь проблема во многом надуманная потенциальными «теоретиками-разработчиками», предлагающими на рынок модификации методических материалов, разработанных многочисленными технологическими институтами СССР. Методические подходы к проведению энергоаудита подлежат согласованию на преддоговорной стадии и должны отражаться в Программе энергетического обследования. Ниже приводится перечень (далеко не исчерпывающий) методических материалов, которые могу быть применены при проведении энергоаудита. Методическое обеспечение 1. Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) бюджетных организаций. / Утверждена приказом Министра энергетики и ЖКХ Свердловской области №85 от 13.09.2010г. Екатеринбург: ГБУ СО «Институт энергосбережения», НПП «Элеком», 2010г. 2. Правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. /Утверждено решением совета НП «БалтЭнергоЭффект», протокол №08-СП/Э/10 от 31.08.2010г. СПб.: 2010г. 3. Методика расчёта значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях. / Утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010 года №273. 4. Рекомендации по разработке муниципальных программ повышения энергетической эффективности и энергосбережению в Свердловской области. / Утверждены приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области о 12.04.2010г. №27 5. Энергетический паспорт бюджетного учреждения (организации). / Утверждён приказом министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 31.07.2009г. №59 6. Методические указания по заполнению энергетического паспорта бюджетного учреждения (организации). / Утверждены приказом министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 31.07.2009г. №59. 7. Методические рекомендации по повышению энергоэффективности работы систем теплоснабжения жилых и общественных зданий. /Утверждены приказом министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 27.05.2009г. №39 8. ISO/CD 50001 Системы (энергоменеджмента) управления энергией - Требования, рекомендации по использованию. ISO, 2009г. 9. Методика определения неучтённых расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения. / Утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 20.12.2004г. №172. М.: 2005г. 10. Методические рекомендации по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий. / Утверждена председателем Комитета по энергоэффективности при СМ Республики Беларусь, согласовано зам.министра экономики Республики Беларусь 22 декабря 2003г. Минск, 2003г. 11. Правила учёта газа. /Утверждено Министерством топлива и энергетики РФ 14.10.1996г., зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.11.1996г. №1198, СПб.: ООО «Охраны труда, промышленной безопасности, социального партнёрства и профессионального образования», 2003г. 12. Методические рекомендации по выбору, установке и эксплуатации приборов учета и регулирования расхода теплоэнергии, холодной и горячей воды. Москва: ООО «НКЦ ЖКХ», 2002г. 13. Методические указания по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве. Утверждены приказом Госстроя Российской Федерации от 18 апреля 2001г. №81. 14. Методические указания по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве. /Разработаны Московским институтом коммунального хозяйства и строительства, Федеральным центром энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Под редакцией Госстроя РФ. Одобрены секцией «Водоснабжение, водоотведение и энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве» Научно-технического совета Госстроя России, протокол от 28.09.99г. № 01-НС-23/6. М.: Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, 2001г. 15. Методическое пособие по энергосбережению в протяженных системах централизованного теплоснабжения.- М.: ВНИПИЭнергопром, 2001г. 16. Кожевников Н.Н., Чинакаева Н.С., Чернова Е.В. Практические рекомендации по использованию методов оценки экономической эффективности инвестиций в энергосбережение. Пособие для вузов. М.: Издательство МЭИ, 2000г. 17. Типовая программа проведения энергетических обследований подразделений электрических сетей АО-энерго. РД 153-34.0-09.166-00. / Согласована с Департаментом государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства топлива и энергетики Российской Федерации 22.04.2000г. Введена в действие с 01.06.2000г. М.: ОРГЭС, 2000г. 18. А.И.Евпланов, В.М.Куликов, В.Я.Злобинский. Энергосбережение в бюджетной сфере (справочное пособие). Екатеринбург: ТУ «Свердловгосэнергонадзор», 1999г. 19. Методика проведения энергетических обследований предприятий и организаций. Утверждена начальником Главгосэнергонадзора РФ Б.П.Варнавским 23 декабря 1998г. 20. Методика расчета экономии бюджетных средств, определяющих эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг. Утверждена приказом Госстроя Российской Федерации от 30 апреля 1998г. №17-106. 21. Энергоаудит и нормирование расходов энергоресурсов. Сборник методических материалов. / Учебное пособие. Нижний Новгород: НГТУ, НИЦЭ, 1998г. 22. Стандарт предприятия (типовой) «Организация работ по экономии топливно-энергетических ресурсов». / Утверждено письмом Министерства тяжёлого и транспортного машиностроения СССР от 18.06.1986г. №13-5448/617. Свердловск: НИИ организации производства и экономики тяжёлого и транспортного машиностроения, 1986г. 23. Методика расчёта и анализа энергоэкономических показателей машиностроительного предприятия. Свердловск: НИИ экономики и планирования тяжёлого и транспортного машиностроения, 1984г. 24. Методическое руководство по анализу резервов экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов для объединений и предприятий отрасли. Свердловск: НИИ экономики и планирования тяжёлого и транспортного машиностроения, 1982г. 25. Методика составления топливно-энергетического баланса машиностроительного предприятия. Свердловск: НИИ экономики и планирования тяжёлого и транспортного машиностроения, 1982г. 26. Справочная книжка энергетика. / Сост. А.Д.Смирнов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Энергия», 1978г. - приборная база энергоаудита Для проведения энергетических обследований энергоаудитору необходимо располагать специализированными приборами для контроля параметров энергопотребления. Количественный и качественный состав приборной базы, а также пути его формирования определяются конкретными задачами, стоящими перед энергоаудитором, и его финансовыми возможностями. Имеют место две концепции построения энергоаудиторской лаборатории – передвижная лаборатория (в т.ч. с центральным информационно-вычислительным комплексом) и набор автономных портативных приборов. Большинству энергоаудиторов, безусловно, неразумно иметь в собственности весь приборный парк. Тем более что проблем с краткосрочной арендой приборных средств под конкретную задачу нет. В том числе и в формируемых Центрах коллективного пользования под эгидой СРО. Подобный подход более привлекателен и для потенциальных потребителей энергоаудиторских услуг. Ваш правильный подходБез проведения энергетического обследования (энергоаудита) невозможно оценить достигнутую организацией степень эффективности использования ТЭР, наметить стратегические пути снижения затрат на топливо- и энергообеспечение с учётом перспектив её развития и на этой базе - сформировать перечень мер по обеспечению её конкурентоспособности за счёт оптимизации энергетических затрат. При принятии решения о выборе энергоаудитора надо учитывать следующее - деятельность по энергосбережению не заканчивается энергетическим обследованием. Энергоаудит является лишь начальным этапом длительной работы, требующей системного подхода. Выбирая энергоаудитора - Вы выбираете партнёра в части работ по повышению энергетической эффективности и обеспечению энергетической безопасности Вашего бизнеса. Только при соблюдении такого подхода средства на проведение энергетического обследования окупятся в рекордно короткие сроки, а дальнейшее продвижение по пути повышения эффективности энергоиспользования окажется весьма комфортным. Основной принцип ООО «АИС-групп»От энергоаудита – к энергетической безопасности бизнеса! Выбирая ООО «АИС-групп»: 1. Вы получаете надёжного партнёра в части работ по повышению энергетической эффективности Вашего производства 2. Вы выбираете кратчайший путь к обеспечению энергетической безопасности Вашего бизнеса 3. Ваши проблемы становятся нашими общими проблемами |
|