Энергоаудит

Энергетическое обследование или энергоаудит один из базовых элементов системы, направленной на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

В ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регламентируются основные положения, которые определяют сущность и содержание работ по проведению энергоаудита.

О сущности и содержании энергоаудита

Сущность энергетического обследования

Энергоаудит является одной из частей комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности организации.

Предполагает энергоаудит – сбор и последующий анализ информации о потреблении топливно-энергетических ресурсов с целью получения достоверный данных, во-первых, об эффективности их использования, во-вторых, для выявления возможностей повышения энергетической эффективности с разработкой мероприятий по энергосбережению и занесением полученных результатов в энергетическом паспорте (ст.2 гл.1 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

Объекты энергоаудита

Объектами энергоаудита могут быть: продукция, технологический процесс, также юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (п.1 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

Цели энергетического обследования

Энергоаудит проводится с целью:

  • первое, получения достоверных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
  • второе, определения показателей энергетической эффективности;
  • третье, определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • четвертое, разработки перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведения их стоимостной оценки (п.2 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

По соглашению заказчиком энергоаудита, и лицом, проводящим энергоаудит, может предусматриваться разработка мероприятий, направленных на энергосбережение, отличных от типовых (п.3 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

Виды энергоаудита

  1. Энергоаудит классифицируется на «обязательный» и «добровольный».
  2. Проведение энергоаудита является обязательным для следующих организаций:
    • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
    • организаций с участием государства или муниципального образования;
    • органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных правами юридического лица;
    • организаций, осуществляющих:
      • добычу природного газа, нефти и угля;
      • производство и/или транспортировку воды, природного газа, тепловой и электрической энергии;
      • переработку природного газа и нефти;
      • транспортировку нефти и нефтепродуктов;
      • производство нефтепродуктов;
    • организаций, совокупные затраты которых на потребление топливно-энергетических ресурсов таких как природный газ, дизельное и иное топливо, мазут, уголь, тепловая и электрическая энергия превышают 10 миллионов рублей за календарный год;
    • организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, п.1 ст.16 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).
  3. Во всех иных случаях энергоаудит проводятся на добровольной основе (п.5 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

Сроки проведения энергоаудита

Первый «обязательный» энергоаудит должен быть проведен до 31 декабря 2012 г., а последующие - не реже чем 1 раз в 5 лет (п.2 ст.16 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09 г).

Право проведения энергоаудита

Право осуществления деятельности проведения энергоаудита закреплено только за лицами, являющихся членами саморегулируемых организаций в области энергоаудита (п.4 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09г).

Результаты энергетического обследования

  1. По результатам энергоаудита оформляются 2 документа – энергетический паспорт и отчёт.
  2. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергоаудита, должен содержать:
    • информацию об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • информацию об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    • информацию о показателях энергетической эффективности;
    • информацию о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    • информацию о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    • информацию о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (п.7 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

    Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергоучету, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов объектов обследования (п.8 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

    Энергетический паспорт оформляется лицом, проводящим энергетическое обследование с последующей передачей его заказчику. Паспорт, составленный по результатам энергоаудита многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (п.6 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).

  3. В случае наличия соглашения между заказчиком и исполнителем работы по энергоаудиту о разработке мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, по результатам энергетического обследования может предусматриваться разработка отчета, содержащего перечень указанных мероприятий (п.3 ст.15 гл.4 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.09).
К какой отрасли относится деятельность вашей компании?

Архив опросов